1. Философия техники как область философского знания. Предмет философии техники.
Обсудить на формуме
Философия техники как специфическая область философского знания зародилась на Западе более ста лет назад и приобрела "второе дыхание" ныне. в эпоху бурного научно-технического прогресса. Она призвана дать философский синтез знаний о технике и разработать методологию ее исследования.
Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. В конце ХIХ века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог ХIХ века". Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения.
Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.
К философскому анализу техники сложились различные подходы. В одних случаях техника трактуется в чисто инструментальном плане, в других как явление культуры, в третьих в ее взаимоотношениях с научными знанием. Иногда технику рассматривают в таких аспектах, как мировоззренческий, натуралистический, волевой, рациональный и т.д. Наличие многоаспектного рассмотрения техники при ее философском иследовании вполне правомочно и определяется рядом обстоятельств.
Аспекты философского анализа техники:
- техника как особый вид человеческой деятельности,
- техника как средство этой деятельности ,
- техника как реализованное знание,
- техника как социальный феномен.
Предмет философии техники
С формированием таких понятий как артефакт, техника, машина, двигатель, технология, системы "человек-машина"и "наука-техника" возникли основные элементы философии техники. Для философии техники вскоре выявилась центральная проблема - в какой мере и каким образом техника содействует достижению целей человека и как эта техника влияет на общество, его динамику и структуру, культуру,политику, образ жизни людей,гуманизацию общественных отношений. Начинает формироваться предмет философии техники.
Классические фундаментальные проблемы философии в применении к анализу техники потребовали своей конкретизации. Так, основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к материи выступает в форме вопроса об отношении сознания к материальным объектам модулирующим деятельность сознания. Диалектика субъектно-объектных отношений проявляется в форме диалектики взаимоотношений человека и технических устройств различной степени сложности. В предмет философии техники включились вопросы создания искусственного интеллекта, его отношение к естественному интеллекту, закономерности развития техники, специфика технического знания и технических наук, проблемы детерминации развития техники и перспектив этого развития. Но главные проблемы сегодняшней философии техники связаны с бурным развитием и внедрением во все сферы жизни компьютерной техники, разрешением противоречий современной техногенной цивилизации, социальными следствиями современного научно-технического прогресса, переходом человечества к постиндустриальной цивилизации, техническим образованием и воспитанием. В целом предметная область философии техники неоднородна. В ее содержание входит философия, технология, социальные, экологические и политические проблемы. Философия техники как бы аккумулирует энергию многих областей человеческого знания и деятельности, направленных на познание техники. Синтетическая роль философии техники чрезвычайно важна, поскольку в исследовании техники возникла определенная диспропорция. На одном полюсе сосредоточены исследования сугубо научно-технического порядка в которых участвуют представители технических, естественных наук и инженеры. На другом - проблемы личности, нравственности, творчества, проводимых гуманитариями. Между этими полюсами находятся проблемы социальной структуры общества, научно-технической политики, социальных следствий научно-технического прогресса, развития материальной и духовной культуры. Философия техники призвана дать философский синтез всех этих трех групп проблем.
Несмотря на такой характер философия техники является философской дисциплиной. "Философия техники, - пишет Ф. Рапп, - безусловно новая форма философии, но она все же форма философии". Она разрабатывает методологические подходы к анализу техники исходя из общих принципов философии. Специфика философского исследования заключается в том, что объективный мир в этом исследовании рассматривается не сам по себе, как в физике, химии, биологии, а мир в его отношении к человеку, обществу. " Изучение обратного воздействия технического прогресса на общество, культуру, индивида, - пишет Г. М. Тавризян, - мировозренческий подход к комплексу проблем, которые ставит перед обществом развитие техники, стало неотъемлемой частью современного философского знания ". Важным для философии техники является и формирование тех идеалов, которыми руководствуются люди в своей технической деятельности и общество в технической политике. Философия техники стремится выйти за пределы чисто философских рассуждений и дать практическое решение актуальных вопросов - что такое техника, какова роль человека в развитии и функционировании техники, сущность технической деятельности, соотношение техники с культурой, взаимосвязь техники с политикой, дает критику технократизма, рассматривает группу этических проблем (в том числе проблемы ответственности инженеров), взаимосвязь науки и техники, научной и технической деятельности и знания.
Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между "техникой" и "не-техникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.
Итак, техника должна быть понята:
- как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
- как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.
Скачать
Философиятехники как специфическая область философского знания зародилась на Западеболее ста лет назад и приобрела "второе дыхание" ныне. в эпохубурного научно-технического прогресса. Она призвана дать философский синтеззнаний о технике и разработать методологию ее исследования.
Первым,кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники",был немецкий философ Эрнст Капп. В конце ХIХ века российский инженер П.К.Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре"Технический итог ХIХ века". Однако только в ХХ веке техника, ееразвитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизациистановится предметом систематического изучения.
Философиятехники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ееимманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также,в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.
Кфилософскому анализу техники сложились различные подходы. В одних случаяхтехника трактуется в чисто инструментальном плане, в других как явлениекультуры, в третьих в ее взаимоотношениях с научными знанием. Иногда техникурассматривают в таких аспектах, как мировоззренческий, натуралистический,волевой, рациональный и т.д. Наличие многоаспектного рассмотрения техники приее философском иследовании вполне правомочно и определяется рядомобстоятельств.
Аспектыфилософского анализа техники:
-техника как особый вид человеческой деятельности,
-техника как средство этой деятельности ,
-техника как реализованное знание,
-техника как социальный феномен.
Предметфилософии техники
Сформированием таких понятий как артефакт, техника, машина, двигатель,технология, системы "человек-машина"и "наука-техника"возникли основные элементы философии техники. Для философии техники вскоревыявилась центральная проблема - вкакой мере и каким образом техника содействует достижению целей человека и какэта техника влияет на общество, его динамику и структуру, культуру,политику,образ жизни людей,гуманизацию общественных отношений. Начинает формироватьсяпредмет философии техники.
Классическиефундаментальные проблемы философии в применении к анализу техники потребовалисвоей конкретизации. Так, основной вопрос философии - вопрос об отношениисознания к материи выступает в форме вопроса об отношении сознания кматериальным объектам модулирующим деятельность сознания. Диалектикасубъектно-объектных отношений проявляется в форме диалектики взаимоотношенийчеловека и технических устройств различной степени сложности. В предметфилософии техники включились вопросы создания искусственного интеллекта, егоотношение к естественному интеллекту, закономерности развития техники,специфика технического знания и технических наук, проблемы детерминацииразвития техники и перспектив этого развития. Но главные проблемы сегодняшнейфилософии техники связаны с бурным развитием и внедрением во все сферы жизникомпьютерной техники, разрешением противоречий современной техногеннойцивилизации, социальными следствиями современного научно-техническогопрогресса, переходом человечества к постиндустриальной цивилизации, техническимобразованием и воспитанием. В целом предметная область философии техникинеоднородна. В ее содержание входит философия, технология, социальные,экологические и политические проблемы. Философия техники как бы аккумулируетэнергию многих областей человеческого знания и деятельности, направленных напознание техники. Синтетическая роль философии техники чрезвычайно важна,поскольку в исследовании техники возникла определенная диспропорция. На одномполюсе сосредоточены исследования сугубо научно-технического порядка в которыхучаствуют представители технических, естественных наук и инженеры. На другом -проблемы личности, нравственности, творчества, проводимых гуманитариями. Междуэтими полюсами находятся проблемы социальной структуры общества,научно-технической политики, социальных следствий научно-техническогопрогресса, развития материальной и духовной культуры. Философия техникипризвана дать философский синтез всех этих трех групп проблем.
Несмотряна такой характер философия техники является философской дисциплиной."Философия техники, - пишет Ф. Рапп, - безусловно новая формафилософии, но она все же форма философии". Она разрабатываетметодологические подходы к анализу техники исходя из общих принципов философии.Специфика философского исследования заключается в том, что объективный мир вэтом исследовании рассматривается не сам по себе, как в физике, химии,биологии, а мир в его отношении к человеку, обществу. " Изучение обратноговоздействия технического прогресса на общество, культуру, индивида, - пишет Г.М. Тавризян, - мировозренческий подход к комплексу проблем, которые ставитперед обществом развитие техники, стало неотъемлемой частью современногофилософского знания ". Важным для философии техники является иформирование тех идеалов, которыми руководствуются люди в своей техническойдеятельности и общество в технической политике. Философия техники стремитсявыйти за пределы чисто философских рассуждений и дать практическое решениеактуальных вопросов - что такое техника, какова роль человека в развитии ифункционировании техники, сущность технической деятельности, соотношениетехники с культурой, взаимосвязь техники с политикой, дает критикутехнократизма, рассматривает группу этических проблем (в том числе проблемыответственности инженеров), взаимосвязь науки и техники, научной и техническойдеятельности и знания.
ФредБон придает понятию "техника"предельно широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего всякаяпрофессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Онразличает несколько способов действия, придавая особое значениецеленаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием впредшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границымежду "техникой" и "не-техникой", поскольку к сфере техникиможет быть отнесен именно этот способ действия.
Итак,техника должна быть понята:
-как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейшихорудий до сложнейших технических систем;
-как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этихустройств - от научно-технического исследования и проектирования до ихизготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементовтехнических систем до системного исследования и проектирования;
-как совокупность технических знаний - от специализированныхрецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехническихзнаний.