Вопросы к кандидатскому экзамену по философии в 2011 году |
Экзаменационные вопросы обязательные для всех аспирантов и соискателей 1. Философия и наука. Историческая динамика взаимосвязи философии и науки. 2. Предмет и основные проблемы философии науки. Сциентизм и антисциентизм, экстернализм и интернализм в анализе науки и ее места в культуре. 3. Донаучные типы познания. Особенности мифологического сознания. «Осевое время» культуры (К. Ясперс): истоки и становление науки. 4. Рациональность как мировоззренческая установка и ценность культуры. Основные культурно-исторические типы рациональности. 5. Становление теоретического знания в античности. Философия как первая форма теоретического мышления, основные особенности античной науки. Основные особенности теоретико-концептуального мышления античности. 6. Наука и философия в Средние века. Соотношение веры и знания. Реализм и номинализм. Влияние христианства на образ современной науки. 7. Научная революция конца XVI-XVII вв. Основоположники новоевропейской науки: Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон. Формирование идеалов опытного и математизированного знания. 8. Философские основания науки Нового времени. Научные программы Ф. Бэкона и Р. Декарта. Проблема метода научного познания. 9. Трансцендентальный метод И. Канта и проблема обоснования научного познания. Антропологический поворот в анализе научного знания. 10. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского. 11. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме и неопозитивизме. Дискуссии относительно роли опыта и статуса логико-математического знания. 12. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибилизм К. Поп пера, его концепции роста науки и мира научных знаний как «третьего мира». 13. История науки как смена научных парадигм (Т. Кун) и как конкуренция научно- исследовательских программ (И. Лакатос). 14. П. Фейерабенд о рациональных и внерациональных компонентах научного поиска. Концепция роста научного знания как «размножения теорий» (принцип пролиферации). Теоретико-методологический плюрализм («методологический анархизм») Фейерабенда. 15. Антропологический поворот в философии науки конца XX века. Знание как понимание (С.Тулмин). М. Полани о личностном характере научного знания. 16. Кризис классического идеала рациональности. Особенности постнеклассической науки. XXI век в поисках нового культурно-исторического типа рациональности. 17. Наука как социокультурный феномен. Место науки в традиционных и техногенных обществах. Социокультурные функции науки. 18. Знание и сознание: роль языка, предметной деятельности и общения в их формировании и функционировании. Проблема идеального. 19. Субъект и объект познания. Проблема истины в науке. Классическая и неклассические концепции научной истины. 20. Наука как деятельность по получению нового знания. Проблема обоснования научного знания. 21. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности. 22. Разновидности научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Антропная гипотеза в современном естествознании. 23. Научное знание как система. Научная картина мира. Структура научного знания и классификация наук. 24. Особенности эмпирического знания. Эксперимент, наблюдение, измерение в науке. Проблема теоретической нагруженности фактов науки. 25. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы. Ядро, периферия, эмпирический базис. Проблема и гипотеза. 26. Особенности языка науки. Предметное, операциональное и ценностное знание. Природа и способы получения абстракций. Математизация и формализация в научно-теоретическом познании. 27. Методология научного познания. Уровни методологии, основные общетеоретические методы современных научных исследований. 28. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Институционализация науки в XX веке и проблемы государственного регулирования научной деятельности. 29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания. 30. Дискуссии о сущности техники, специфика технического знания и технических наук. Основные концепции перспектив научно-технического развития. Философские проблемы техники и технических наук 1. Философия техники как область философского знания. Предмет философии техники. 2. Инженерная философия техники. 3. Гуманитарная философия техники. 4. Происхождение и эволюция техники в культуре. Основные концепции перспектив научно-технического развития. 5. Техника как система средств деятельности и ее структура. Техническая среда и техническая реальность. 6. Формирование и структура технических наук. Понятие и сущность технологии. 7. Основные исторические этапы взаимоотношения науки и техники. Научно-техническое развитие и его закономерности. 8. Инженерная деятельность как синтез теоретико-исследовательской и технической деятельности. Соотношение естественнонаучного и технического знания. 9. Техногенная цивилизация и глобальные кризисы. Социально-философский и ценностно-нормативный подходы в интерпретации техники. Этические проблемы философии техники и проблема ответственности в инженерно-технической деятельности. 10. Проблема создания искусственного интеллекта. Виртуальная реальность как проблема философии техники. |
Сайт создал LUMEN_XP |