Вопросы к кандидатскому экзамену по философии в 2011 году

Экзаменационные вопросы обязательные для всех аспирантов и соискателей

1. Философия и наука. Историческая динамика взаимосвязи философии и науки.

2. Предмет и основные проблемы философии науки. Сциентизм и антисциентизм, экстернализм и интернализм в анализе науки и ее места в культуре.

3. Донаучные типы познания. Особенности мифологического сознания. «Осевое  время» культуры (К. Ясперс): истоки и становление науки.

4. Рациональность как мировоззренческая установка и ценность культуры. Основные культурно-исторические типы рациональности.

5. Становление  теоретического  знания   в  античности.   Философия   как   первая   форма теоретического мышления, основные особенности античной науки. Основные особенности теоретико-концептуального мышления античности.

6. Наука и философия в Средние века. Соотношение веры и знания. Реализм и номинализм. Влияние христианства на образ современной науки.

7. Научная революция конца XVI-XVII вв. Основоположники новоевропейской науки: Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон. Формирование идеалов опытного и

математизированного знания.

8. Философские основания науки Нового времени. Научные программы Ф. Бэкона и Р. Декарта. Проблема метода научного познания.

9. Трансцендентальный  метод  И.  Канта  и  проблема обоснования  научного  познания. Антропологический поворот в анализе научного знания.

10. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

11. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме и неопозитивизме. Дискуссии относительно роли опыта и статуса логико-математического знания.

12. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибилизм К. Поп пера, его концепции роста науки и мира научных знаний как «третьего мира».

13. История науки как смена научных парадигм (Т. Кун) и как конкуренция научно-

исследовательских программ (И. Лакатос).

14. П. Фейерабенд о рациональных и внерациональных компонентах научного поиска. Концепция роста научного знания как «размножения теорий» (принцип пролиферации). Теоретико-методологический плюрализм («методологический анархизм») Фейерабенда.

15. Антропологический поворот в философии науки конца XX века. Знание как понимание (С.Тулмин). М. Полани о личностном характере научного знания.

16. Кризис классического идеала рациональности. Особенности постнеклассической науки. XXI век в поисках нового культурно-исторического типа рациональности.

17. Наука как социокультурный феномен. Место науки в традиционных и техногенных обществах. Социокультурные функции науки.

18. Знание и сознание: роль языка, предметной деятельности и общения в их формировании и функционировании. Проблема идеального.

19. Субъект и объект познания. Проблема истины в науке. Классическая и неклассические концепции научной истины.

20. Наука как деятельность по получению нового знания. Проблема обоснования научного знания.

21. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.

22. Разновидности научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Антропная гипотеза в современном естествознании.

23. Научное знание как система. Научная картина мира. Структура научного знания и

классификация наук.

24. Особенности эмпирического знания. Эксперимент, наблюдение, измерение в науке. Проблема теоретической нагруженности фактов науки.

25. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы. Ядро, периферия, эмпирический базис. Проблема и гипотеза.

26. Особенности языка науки. Предметное, операциональное и ценностное знание. Природа и способы получения абстракций. Математизация и формализация в научно-теоретическом познании.

27. Методология научного познания. Уровни методологии, основные общетеоретические методы современных научных исследований.

28. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Институционализация науки в XX веке и проблемы государственного регулирования научной деятельности.

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания.

30. Дискуссии о сущности техники, специфика технического знания и технических наук. Основные концепции перспектив научно-технического развития.

Философские проблемы техники и технических наук

 1. Философия техники как область философского знания. Предмет философии техники.

2. Инженерная философия техники.

3. Гуманитарная философия техники.

4. Происхождение и эволюция техники в культуре. Основные концепции перспектив научно-технического развития.

5. Техника  как  система  средств  деятельности  и  ее  структура.   Техническая  среда  и  техническая реальность.

6. Формирование и структура технических наук. Понятие и сущность технологии.

7. Основные исторические этапы взаимоотношения науки и техники. Научно-техническое развитие и его закономерности.

8.  Инженерная деятельность как синтез теоретико-исследовательской и технической деятельности. Соотношение естественнонаучного и технического знания.

9. Техногенная цивилизация и глобальные кризисы. Социально-философский и ценностно-нормативный подходы   в   интерпретации   техники. Этические   проблемы   философии   техники   и   проблема ответственности в инженерно-технической деятельности.

10. Проблема создания искусственного интеллекта. Виртуальная реальность как проблема философии техники.

Сайт создал LUMEN_XP 

Создать бесплатный сайт с uCoz