ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Исторические модели понимания научного знания как системы.
2. Проблема периодизации истории науки.
3. Становление науки как формы духовного производства и как социального института.
4. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм в их исторической динамике.
5. Классификация наук: история проблемы.
6. Знание и его исторические формы.
7. Картина мира древности. Миф и знание.
8. Алхимия как прародитель современной химии: взгляд в прошлое.
9. Научная и религиозная картины мира в их историческом развитии.
10. Натурфилософия и естествознание в их исторической ретроспективе.
11. Из истории науки: классическое естествознание и его методология.
12. Позитивистская традиция в философии науки
13. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
14. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.
15. Научная революция и концепция смены парадигм Т. Куна.
16. Методология научно-исследовательских программ и метод рациональной реконструкции истории науки в концепции И. Лакатоса.
17. Теоретико-методологический плюрализм П. Фейерабенда.
18. Революция в естествознании конца XIX–начала XX вв. и становление идей и методов неклассической науки.
19. Неопозитивистские версии развития научного знания.
20. Рациональное и иррациональное в научном познании: история проблемы и современные дискуссии.
21. Культурно-исторические типы рациональности и классический идеал научной рациональности.
22. История представлений о природе научной истины.
23. Объяснение, понимание, интерпретация как методы познания и аргументации (история и современность).
24. Особенности эмпирического исследования: история и современные проблемы.
25. Специфика теоретического познания и его исторические формы.
26. Структура и функции научной теории. Исторические изменения в понимании социокультурных функций науки.
27. Наука и техника: исторические этапы их взаимосвязи.
28. История дискуссии об определении категории «материя».
29. Неопределенность мира и мир неопределенности в истории науки.
30. История становления синергетики как нового этапа развития науки.
31. Понятие «порядок и хаос»: история и современные научные трактовки.
32. Развитие взглядов на пространство и время в истории философии и в естествознании.
33. Эволюция внутринаучных типов: классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира.
34. Учение о само¬организации материи И. Пригожина.
35. Синергетическая концепция Г. Хакена.
36. История инженерной философии техники (Э. Капп, П.К. Энгельмейер и др.).
37. Гуманитарная философия техники (Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, Ж. Эллюль, К. Ясперс и др.).
38. Религиозная версия в истории философии техники.
39. Техника и технология как социально-исторические явления.
40. Историко-философский анализ проблемы создания искусственного интеллекта.
41. Потенциализм как новая ступень в истории научно-технической цивилизации и проблема виртуальной реальности.
42. Изменение роли науки в обществе ХХI века: прогнозирование основных проблем развития науки в социокультурном контексте.
43. Эпистемология, история и социология знания: традиционное и современное понимание соотношения.
44. Исторические варианты осмысления языка в философии ХХ века.
45. Исторические этапы формирования идеалов опытного и математизированного знания.
46. Историко-философские аспекты математического моделирования.
47. Становление математики как науки: историко-философский анализ проблемы.
48. История развития представлений о явлениях дифракции.
49. Принципы дополнительности Н. Бора и неопределенности В. Гейзенберга: проблемы объективности физического знания.
50. Проблемы управления и организации труда в историко-философской ретроспективе.
51. История развития электрификации в России с точки зрения философии науки.
52. История развития балансировочной техники с точки зрения философии науки.
53. История развития реактивного оружия с точки зрения философии науки.
54. История развития средств связи с ограниченным доступом.
55. Историко-философские аспекты развития теории эфира.
56. Компьютерная графика как средство представления абстрактных данных в понятном для человека виде.
57. Аэродинамика в исторической ретроспективе.
58. Исторические этапы развития атомной энергетики России.
59. История развития идей эволюционизма и современное состояние проблемы.
60. Базы данных информационно-управляющих систем как социально-историческое явление.
Примечание. Аспиранты и соискатели могут выбрать любую тему реферата, не указанную в вышеприведенном перечне. Для этого необходимо предварительно согласовать избранную тему с преподавателем кафедры философии. В любом случае реферат должен отражать вопросы истории науки и научно-технического развития, желательно в той сфере науки, в которой работает аспирант (напр.: история отрасли, дисциплины с привязкой к теме диссертационного исследования).